Опыт работы педагогов по патриотическому воспитанию

Муртазин Урал Хайруллович, педагог дополнительного образования, объединение «Северные амуры» МБОУ ДО ЦДТ «Глобус» Советского района городского округа г.Уфа, Республика Башкортостан

За последние десятилетия молодёжь теряет многие из нравственных ценностей, поддаваясь негативному потоку информации в СМИ. В значительной степени утрачено и чувство долга перед своим Отечеством. В рамках дополнительного образования можно и нужно создавать условия, благоприятствующие формированию патриотического сознания, желанию изучить историю родного края, участия наших земляков в Великой Отечественной войне, локальных военных конфликтах. В Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся” внесены изменения, касающиеся воспитания.

Президент В.В. Путин предложил сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса. Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество», расширить понятие воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа», к природе и окружающей сред» отметил он.

В представленной на конкурс работе рассматривается вопрос о привлечении молодёжи к занятиям стрелковыми видами спорта, как к эффективному элементу патриотического воспитания. В рамках дополнительного образования можно и нужно создавать условия, благоприятствующие формированию патриотического сознания, желанию изучить историю родного края. Чувства патриотизма, как и многие качества формируются в школьные годы. Мы, педагоги рассматриваем воспитание патриотизма в ЦДТ «Глобус» на основе культурологического подхода, взяв за основу концепцию Е.В. Бондаревской «Воспитание – как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности», что очень важно в условиях многонационального состава нашей республики.

Воспитание в ЦДТ «Глобус» проводится в процессе обучения, проведения воспитательных и развивающих культурно-массовых мероприятий патриотической направленности, организации каникулярного отдыха.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания в нашем учреждении относится:

  • Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания «Улучшить общество, улучшив себя»;
  • Личностная ориентация воспитания, его направленность на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых;
  • Комплексный подход к воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса, так и процесса самовоспитания  личности.
  • Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание истории и культуры Отечества и родного края, национальных традиций и ценностей.
  • Деятельностный подход к организации воспитательной работы.
  • Преемственность и непрерывность в развитии детей и подростков.
  • Тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в объединении «Северные амуры» осуществляется по основным направлениям гражданско-патриотического воспитания:

–  духовно-нравственное (нравственные законы социальной жизни, гражданские идеалы и ценности),

– историко-культурологическое (традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России), 

–  патриотическое (любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам:

  • Духовно-нравственное «Мы ветвь на дереве могучем» (10-12 лет)

Фундамент патриотического воспитания – нравственное начало, т.е. осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. На данном этапе происходит восприятие, понимание и освоение таких духовно-нравственных ценностей, как: «Человек», «Отчество», «Родина, «Коллектив», освоение отношений:

– познание  своих  корней,

– уважение к старшим,

– формирование патриотического сознания, чувства верности  к своей «малой» и «большой  Родине»;

–  наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации,  за свою Родину

–  чувство привязанности к Отчизне.

–  почитание национальных  святынь и символов.

  • Историко-культурологическое «К подвигу героев прикоснемся» (13-14 лет)

Самое действенное воспитание настоящего человека основано на героических примерах: жизни великих  ученых, деятелей  культуры, военных, отдавших свои жизни во имя светлого будущего. Чем глубже «историко-патриотические корни», тем крепче и мощнее фундамент народного патриотизма. Здесь  важно осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за  сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга. На данном этапе воспитания происходит восприятие и понимание ценностей: «Личность», «Героизм», «Память», «Доверие», «Толерантность»; освоение отношений:

– чувство гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, подвигам, испытаниям и проблемам;

– проявление в отношениях с людьми  таких качеств как добро, честность, порядочность;

– вежливость;

– активность и способность проявлять сильные стороны своей личности;

– понимание сущности нравственных качеств и черт характера;

– готовность  к профессиональному самоопределению, самоутверждению.

  • Патриотическое «Будущее Отечества в наших  руках» (15-17 лет)

Осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, беззаветная любовь и преданность к своему Отечеству, развитие высокой культуры и образованности, здорового образа жизни должны лечь в основу воспитания подростков на данном этапе. Восприятие и понимание ценностей: «Честь», «Достоинство», «Благородство», «Патриотизм», освоение отношений:

– активная жизненная и гражданская позиция, высокая правовая культура;

– готовность к достойному служению обществу и государству;

– готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки;

преданность к своему Отечеству.

Все три направления органически взаимосвязаны между собой и объединены задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами патриотического воспитания. Каждое направление включает комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию в зависимости от возраста, которые проводятся в объединении. Виды деятельности варьируются в зависимости от задач конкретного периода развития ребенка. Такое построение воспитательной работы позволяет выстраивать логическую цепочку гражданско-патриотического воспитания.

Объединение «СЕВЕРНЫЕ АМУРЫ» было открыто 2018 году. Целью которого было: создание объединения, где ребята будут обучаться древнему искусству владения традиционным луком, приобщаться к здоровому образу жизни, изучать историю своих народов, воспитываться в духе патриотизма, участвовать в различных соревнованиях и фестивалях. Главным оружием башкирского воина долгое время был лук. Именно башкирские всадники в последний раз в мировой истории массово применили лук во время Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. Затем это оружие вышло из употребления, но интерес к нему не пропал. В эпоху Наполеоновских войн, где башкирские конные полки участвовали особенно массово, они произвели сильное впечатление как на врагов, так и товарищей по оружию, заслужив славу «северных амуров». Башкирские конники разработали собственную, весьма эффективную тактику боя. Вот что писал о ней один из современников: «В сражении башкир передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другой; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком смело кидается на врага и, пустивши 4 стрелы, колет пикою». Другой автор подчеркивал, что башкиры «мастерски владеют пикой и метко стреляют из луков, – последним действуют с такой силой, что пущенная стрела на недальном расстоянии, как, например, саженях 15-ти (около 30 метров – прим. авт.) пронзает насквозь не только человека, но даже лошадь».

Именно за мастерское владение луками башкир и прозвали «северными амурами».  Обязательным условием участия в соревнованиях и фестивалях по стрельбе из традиционного лука является не только хорошие навыки владения луком, но и наличие у участника национального традиционного костюма того народа, к которому принадлежит человек. Здесь роль родителей неоценима. Материально-техническое оснащение включает в себя приобретение необходимых инструментов: лука, стрел, колчана, заказ и шитье этнической одежды. В процессе участия в мероприятиях обучающимися накапливается опыт познавательно-творческой деятельности, расширяется кругозор, идет коррекция развития личностного качества, накопление опыта эмоционально – ценностных отношений. Хочется отметить тот факт, что особое внимание в объединении уделяется экипировке, определенной форме одежде лучника. Например, башкирский мужской костюм состоит из таких элементов: рубахи, штанов, казакина, тюбетейки, шапки, кушака, саадачного пояса, колчана со стрелами, налуча (кожаной сумки для снаряженного лука), кожаного подсумка «каптырги» и т.д. Все это стоит немалых денег. Поэтому для начала шьется рубаха, штаны, сапоги и тюбетейка. Этого минимального набора достаточно для участия в турнирах. Все детали костюма шьются по древним лекалам. Каждый элемент одежды обязательно шьется из натуральной ткани (лен, сукно), натуральной кожи. Основой понимания патриотизма, осознания себя социально значимой личностью является знание истории своей семьи, традиций и достижений родного края и, в конечном итоге, знания о своей стране, её истории, культуры, героических свершениях. В начале каждого учебного года на занятиях отводится время на беседы по актуальным темам патриотического характера.  Занятия объединения «Северные амуры» проводятся в различных формах. Традиционными в объединении стали беседы, тематические вечера, экскурсии, викторины, учебно-исследовательская деятельность, конкурсы, соревнования, конференции, однодневные походы и др. Так, например, обучающиеся объединения посещают музеи г. Уфа. Наши дети становятся активными участниками различных конкурсов, соревнований на муниципальном, республиканском уровнях.

Каждый раз, участвуя в мастер-классах Мастер класс – 1 по традиционному национальному костюму Муртазин У.Х. – YouTube, Мастер класс- 2 по традиционному национальному костюму Муртазин У.Х. – YouTube ребята не только практикуются в стрельбе, но и узнают интереснейшие исторические факты о военных действиях, снаряжениях лучников, характеристиках луков и стрел, основных этапах истории развития боевых традиций тюркских народов. Такие мероприятия вызывают большой интерес у участников. Наряду с патриотическим воспитанием, одной из главной предметной цели занятий в объединении выступает овладение практическими навыками стрельбы, выполнение соответствующих нормативов, что особенно необходимо мальчикам, но вместе с тем девочки с большим удовольствием посещают объединение, и ни чуть не уступают ребятам. Особое внимание обращается на меткость и кучность стрельбы, так как этим определяется качество обучения в объединении. На занятиях эти требования непременно связываются с умениями и навыками, необходимыми при службе в армии. Считаем, что работа по патриотическому воспитанию должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Мы, педагоги, в свою очередь на своём примере должны показывать, что нам не безразлично, какими станут наши воспитанники и что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их педагог на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.

Результативность и эффективность патриотического воспитания в объединении «Северные амуры»

В результате занятий в объединении «Северные амуры» ребята стали более доброжелательными, добрыми, толерантными, повысилась самооценка, проявились их творческие способности, они раскрыли себя в различных видах деятельности (кому-то очень понравилось изучать историю России, Республики, кто-то узнал о своих физических способностях, показал себя как отличного стрелка). Уравновешенная нервная система и спокойствие ‒  качество любого спортсмена в стрельбе из лука. Целеустремлённость и умение сосредоточиться. Стрельба из лука ‒ это не только сбывшаяся детская мечта ребят пострелять, но и спорт способный вырастить психологически закалённого человека, уверенного, терпеливого, волевого. Ориентация воспитательной компоненты занятий на патриотическое воспитание и оказание помощи в выборе активной жизненной позиции дают стабильные результаты. Ежегодно ребята становятся победителями всевозможных соревнований, конкурсов, участниками мастер-классов, но самое главное у обучающихся формируется чувство патриотизма, любви к Родине, к Республике Башкортостан, гордости за ее историческое прошлое. Ребята гордятся своими успехами, но останавливаться на достигнутом не собираются и считают, что главные их победы еще впереди! Благодарны работе объединения «Северные амуры» в нашем ЦДТ «Глобус» не только дети, но и их родители. “Патриотические объединения дают путевку в жизнь. Мы будем спокойны за своих детей в будущем!”, ‒ с благодарностью говорят родители. Таким образом, воспитание патриотизма – это важнейшая педагогическая задача нашего времени, а конкретно педагогов дополнительного образования. И чем глубже, полнее, ярче и содержательнее будут знания наших детей о родном крае, о его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, республики и России в целом.


 

РОЛЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Савельева Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования

Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, изменения содержания социокультурной жизни подрастающего поколения, принципов и форм функционирования образовательных учреждений, а также средств массовой информации, детских и молодежных организаций. Все это предопределило значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогической общественности, но и в целом российского социума.

Известно, что патриотическое воспитание как многостороннее явление включает в себя следующие составляющие: военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; национально-патриотическое воспитание; гражданское воспитание; гражданско-патриотическое воспитание. Развитию патриотических чувств, способствует учреждения дополнительного образования, общеобразовательные школы, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социальные нормы поведения. У обучающихся отмечаются чувства солидарности и дружбы, верность своему народу и уважение традиций и культуры других наций. Документы о школе военных лет показывают, что учащиеся, овладевая знаниями, помогали фронту и освобожденным районам, летом трудились на колхозных полях. Особая забота проявлялась об обучении и воспитании эвакуированных детей. В те суровые годы продолжалась подготовка специалистов в вузах республики. Студенты после занятий шли в госпитали помогать раненым, трудиться на заводах и фабриках, заготавливать топливо. Было голодно и холодно, но учеба не прерывалась. В вузах велась активная научно-исследовательская работа в основном по оборонной тематике. Документы свидетельствуют о тяжелом материальном положении работников культуры в годы войны. В те суровые года литераторами, художниками, композиторами были созданы замечательные произведения, артисты театров выезжали на фронт, выступали в госпиталях, на заводах и фабриках.

Патриотизм и патриотическое воспитания

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самого самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания. До осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен не реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизирующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Педагог – ключевая фигура в воспитании патриотизма. Деятельность педагогов в воспитании истинного патриота своей страны трудно переоценить, воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания. Педагоги дополнительного образования, которые тесно связаны с деятельностью музеев боевой славы, спортивных объединений имеют широкие возможности патриотического воспитания.

Педагоги используют самые разнообразные формы и приемы учебной воспитательной работы. В системе воспитательной работы важное место должно занимать углубленное изучение родного края, привязанность к тем местам, к своей земле, к родине. Формирование патриотизма способствует участие детей в художественно-творческой деятельности.

Нельзя оставить без внимания и психологи-педагогические особенности детей. В среднем школьном возрасте начинают меняться критерии, по котором дети оценивают себя, окончательно формируется самооценка и само сознание. У подростков обостряется желание выделиться чем-то среди сверстников, они становятся более критичными. В такой период, важным является выявить группу риска. К группе риска относятся подростки, которые нуждаются в психологической поддержке. В эту группу, прежде всего, входят дети, которые испытывают трудность в самоутверждении.

Сама деятельность по становлению гражданско-патриотического воспитания должна иметь конкретную структуру, по которой должен действовать педагог, что будет способствовать самореализации личности, ее развития. В результате гражданско-патриотического воспитания реализуется через деятельность объединений дополнительного образования. Применения разнообразных форм проведения занятий позволяют выстроить свою работу так, чтобы дети вышли в жизнь с твердой позицией, что они патриоты нашей Родины.

Особое место в гражданско-патриотическом воспитание занимает дополнительное образование. В Центре Детского Творчества активно реализуется работа гражданско-патриотического воспитания. Целью этой работы заключается в воспитании патриотов России. В центре функционируют такие занятия дополнительного образования как «стрельба из традиционного лука», «башкирский народный танец», другие хореографические коллективы и занятия декоративно-прикладного творчества, где создаются все условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции. В качестве примера педагоги декоративно-прикладного отдела и обучающиеся МБОУ «ЦДТ «Глобус» представили книгу в увеличенном размере «Альбом памяти», где каждая страничка имеет свою историю о художниках, поэтах, композиторах, журналистов в военное время.

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства. Целью изучения «Изобразительного искусства» конечно является духовно – нравственное развитие ребёнка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых являлось бы патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например:  темы по изобразительному искусству направлены на знакомство учащихся с художественными материалами,  на которых учащиеся знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все занятия косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиций, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.

Большое количество занятий направлены  на развитие патриотических чувств у обучающихся, такие, как:  «Выражение характера человека через украшения,  «Памятники архитектуры – наследие предков», «Парки, скверы, бульвары»,  «Пейзаж родной земли», «Народные промыслы», «Народные праздники», «Праздничные народные гулянья», «Пейзаж в русской живописи», «Великие скульпторы», «Сложный мир исторической картины. Из истории родного края». В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения  к истории Отчизны, в рамках Изобразительного искусства, в дополнительном образовании проводятся конкурсы и выставки детских рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», Дню Победы, Дню Семьи, Дню Космонавтики.

В сложившийся ситуации необходимо приложить все усилия к поддержанию патриотического духа России, который неуклонно падает. Мы живем в мире неоднозначном и противоречивом, где зачастую патриотизм находится на грани с экстремизмом, поэтому первостепенно необходимо сформировать у нашей молодежи осознанную гражданскую позицию.

Занятия живописью дают ребенку эту возможность. Живопись — одно из главных изобразительных средств осмысления жизни и познания законов природы, она формирует логику объемно-пространственного и композиционного мышления художника, поскольку любой замысел претворяется в жизнь в виде картины.

Работая с детьми, необходимо не только научить их изображать окружающие предметы, но и выражать отношение человека определенной эпохи к этим вещам и воспитать в них уважительное отношение к жизни.

Патриотическое воспитание обучающихся средствами изобразительного искусства на наших занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности обучающихся. Патриотическое воспитание обучающихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание обучающихся средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей.

Итогом является выставочная деятельность, которая объединяет педагогов, обучающихся и родителей, формируя устойчивый интерес к изобразительному искусству через детское художественное творчество.

Разнообразные виды деятельности, охватывают весь педагогический процесс. Ежегодно в центре детском творчества проходят мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию подрастающему поколению. Воспитанники центра детского творчества активно принимают участие в мероприятиях: «День Победы», Акция «Музей в чемодане», «Военно-спортивные соревнования», акции добра. Целью патриотического воспитания в нашем Центре Детского Творчества является развитие у обучающихся социальной активности, гражданской ответственности, становление личности. Педагогам даны большие возможности в воспитании детей, которые реализуются через деятельность различных объединений.

Таким образом педагог, играет огромную роль в воспитание патриотизма от его личностных качеств, знаний, зависит усвоят ли учащиеся значение патриотизма, будут ли им руководствоваться, станут ли истинными патриотами Отечества.

 

Решаем вместe



Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции?


Расскажите об этом




Антиковидный инспектор. Памятка