Методические рекомендации «Рабочая программа воспитания педагога дополнительного образования»
(В помощь педагогу дополнительного образования)
Воспитание, осуществляемое в дополнительном образовании, очень значимо, так как охватывает весь образовательный процесс. Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества государства.
Назначение данных методических рекомендаций – помочь педагогу дополнительного образования в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, которая входит в ДООП. ВАЖНО!(Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями 273-ФЗ в редакции от 31.07.2020 года не позднее 1 сентября 2021 года)
Введение
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Путин В.В отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде”. (Статья 2, пункт 2)
«Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации”. (Статья 2, пункт 9)
В соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ предлагается ввести механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ. В такие программы планируется включить рабочую программу воспитания и календарный план.
Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с обучающимися.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;
– создает условия для развития творческих способностей учащегося.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности
Основания для разработки воспитательного плана работы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основные задачи воспитательной работы:
Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;
Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного образования обучающихся;
Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
Развитие воспитательного потенциала семьи;
Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
– Гражданско-патриотическое
Гражданско-патриотическое воспитание: формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.
– Духовно – нравственное
Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
– Художественно-эстетическое
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.
– Спортивно-оздоровительное
Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни.
– Трудовое
Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся.
– Воспитание познавательных интересов
Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности.
Структура
рабочей программы воспитания педагога дополнительного образования
- Характеристика объединения (название) «_____________»
Деятельность объединения «_________» имеет ___________ направленность.
Количество обучающихся объединения «_______» составляет __ человек. Из них мальчиков – ___, девочек – ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от __ до __ лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
- Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
Например:
– создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания – пути достижения поставленной цели. Это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания.
Например:
– способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
– развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
– способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
– формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Результат воспитания – это результат, достигнутая цель, те изменения в личностном развитии обучающихся, которые педагоги получили в процессе их воспитания.
Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).
- Работа с коллективом обучающихся
– формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
– обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
– развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
– содействие формированию активной гражданской позиции;
– воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
- Работа с родителями
– Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации)
– Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность творческого объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года)
– Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
объединения «_________________________» на _________________ учебный год
Педагог __________________________________________
ПРИМЕР!!!!!!!!!!!!!!
Направления воспитательной
деятельности |
Мероприятия (форма, название) | Дата проведения | Ответственные | ||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
Общекультурное направление:
(гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание) |
Социальная акция по вовлечению в деятельность детских объединений учащихся района «Мир детства доступен каждому!» | ||||||
Духовно-нравственное направление:
(нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание) |
Конкурс рисунков на асфальте «Мы против терроризма!», посвященные Дню Солидарности в борьбе с терроризмом | ||||||
Родительское собрание.
Избрание родительского комитета. |
|||||||
Здоровьесберегающее направление:
(физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности) |
Месячник здоровья:
БДД 1) Вручение Памяток водителям «Правилам движения в Ваших руках» 2) Просмотр видеоматериалов. Пожарная безопасность 1) Обзор стенда «Правила поведения при пожаре». Антитеррористическая безопасность 1) Профилактическая беседа «Терроризм – зло против человечества» |
||||||
ОКТЯБРЬ | |||||||
Общекультурное направление:
(гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию,экологическое воспитание) |
Муниципальный этап Всероссийского творческого конкурса на лучшее знание государственной символики Российской Федерации | ||||||
Духовно-нравственное направление:
(нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание) |
Единый урок информационной безопасности. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет. | ||||||
Социальное направление:
(воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии) |
Сто дорог –одна моя
Единый урок по теме «Мир профессий» |
||||||
НОЯБРЬ | |||||||
Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию,экологическое воспитание) | Мероприятие, посвященное Дню народного единства. Выставка поделок | ||||||
Духовно-нравственное направление:(нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание) | Беседа, посвященная Дню толерантности
|
||||||
ДЕКАБРЬ | |||||||
Общекультурное направление:
(гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию,экологическое воспитание) |
Единый урок «Мы – Россияне!», посвященный Дню Конституции РФ. | ||||||
Духовно-нравственное направление:(нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание) | Родительское собрание: «Современная семья: возможности и проблемы ее уклада»
1. Необходимость семейных традиций в жизни ребенка Инструктаж перед каникулами на темы: 1. «ПДД в зимний период», «Осторожно, гололед!», «Светоотражающие элементы и удерживающие устройства» |
||||||
Благотворительная акция «Дари добро!» ко Дню инвалида. | |||||||
Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности) | Профилактическая беседа с детьми «Пиротехника и последствия шалости с пиротехникой». | ||||||
В таком же порядке дописываем остальные месяцы работы
Рекомендуется включать в план воспитательной работы мероприятия разного уровня: учреждения, районные, городские, региональные, всероссийские. Если они совпадают с датами занятий и соответствуют профилю образовательной деятельности, можно включить эти мероприятия в свой план воспитательной работы.
Дополняйте таблицу своими мероприятиями по перечисленным выше приоритетным направлениям.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Литература для педагога:
Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2011.
Кутеева, О. Планирование воспитательной работы на основе личностно-ориентированного обучения/О.Кутеева// Классный руководитель. – 2001. – №1.
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.
Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. – М., 2012.
Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы/В.А.Сластенин. – изд.2-е.-М., 2014.
Интернет-источники:
https://pandia.ru/text/77/456/934.php – особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования;
https://videouroki.net/razrabotki/rabochaya-programma-po-vospitatelnoy-rabote.html – рабочая программа по воспитательной работе;
https://infourok.ru/rabochaya-programma-vospitatelnoy-raboti-328614.html- рабочая программа воспитательной работы.